Май 28 2012
Знаменитые парусники. Шведский парусный военный корабль “Васа”
Королевский шведский парусный военный корабль XVII в. "Васа" ("Vasa"), продержавшийся на плаву менее часа. Печальная, трагическая и необычная судьба парусника, затонувшего и унесшего жизни десятков людей, ставшего единственным и самым знаменитым кораблем-музеем, единственным в мире кораблем 17 в., дошедшим до наших дней. История корабля "Васа" началась с указа короля Густава II Адольфа о строительстве самого быстроходного и вооруженного корабля из стран Балтики. Построен корабль "Васа" в Стокгольме (Швеция) в 1628 г. под руководством голландского мастера Х. Хибертсона. Построен из дуба, на него ушло около 1000 деревьев! Водоизмещение 1300 т, длина корабля без бушприта 62 метра (по ватерлинии около 48 метров), ширина около 11,7 метра. Общая площадь парусов 1200 кв. м, три мачты, наибольшая высота от киля 49 метров. Экипаж составлял 437 человек (из них 300 человек пехоты). Вооружение составляло 64 бронзовых орудия разного калибра от 1-го до 62 фунтов. Король Густав II Адольф лично сам предписал размеры и вооружение корабля, - это и сыграло свою роковую роль в дальнейшей судьбе парусника. Статус "королевского" корабля (имя корабля - название королевской династии) ко многому обязывал, и многое не давал изменить и исправить. Стремясь получить наилучший, самый быстроходный и хорошо вооруженный корабль, не уступая мнению кораблестроителей, Густав II задал кораблю слишком большую длину при его относительно малой ширине, не заботясь о надежной остойчивости. В результате, орудийные порты на нижней палубе из-за большого количества тяжелых пушек оказались слишком низко над водой.
И вот, 10 августа 1628 года, в своем первом и последнем коротком плавании, пройдя от набережной в Стокгольме всего менее мили, от внезапного шквала парусник сильно накренился на борт, и через орудийные порты внутрь хлынула вода. "Васа" потерял остойчивость, опрокинулся и затонул на глубине 32 метра. В 1959-1961 годах "Васа" был поднят (А. Франзеном). При подъеме вызывало сомнение, выдержит ли деревянный корпус, пролежавший свыше трех веков в воде, те усилия, которые необходимо было к нему приложить в ходе операции. В 18 этапов с предельной осторожностью "Васа" был перемещен на глубину 7 метров. Именно осторожность, а также удовлетворительное состояние около 20 тысяч деревянных нагелей (скрепляющие деревянные стержни, прообраз арматуры) в креплениях корпуса позволили удачно завершить подъем. После того как была откачана вода и корабль смог держаться на плаву, его перевели в док. Для защиты от растрескивания при высыхании, для защиты от микробов, бактерий, грибков, "Васа" был заключен в огромный футляр на понтонах, внутри которого постоянно поддерживалась высокая влажность. В течение 11 лет (!) все деревянные части орошали консервационной жидкостью на основе полиэтиленгликоля. Корпус корабля укрепили стальным каркасом, заменили изъеденные коррозией болты. Отремонтировали нос корабля, корму достроили до первоначальной высоты 20 метров. Всего в ходе реставрационных работ было воссоединено около 14 тысяч фрагментов корабля. Корпус королевского корабля богато украшен, львиными головами декорированы крышки орудийных портов. Всего на судне находилось около 700 скульптур, на форштевне стояла массивная фигура льва. И вот началась новая жизнь неудачливого парусника в статусе музей корабля "Васа". Ныне парусник "Васа" единственный уникальный музей одного корабля. В центре большого музейного комплекса находится павильон, где стоит сам корабль. В разных павильонах выставлены модель кормы в натуральную величину, материалы о строительстве и подъеме "Васа", о жизни моряков 17 века. Отдельно выставлены поднятые пушки с "Васа" и старинное водолазное снаряжение, с помощью которого ещё в 17 веке удалось поднять 53 орудия. Вот так покровительство и чрезмерное вмешательство венценосных особ формирует причудливые повороты в судьбах кораблей. Позднее, очень похожая история развернется и в России с парусником "Великая княгиня Ксения Александровна".
4 коммент.
парусники выглядят нереально сказочно и очень живописно
Красивейший парусник, парусное судоходство восхищает не только своими возможностями, но и романтикой и красотой!
Удивительная история. Все же интересно, так давно все это происходило, но такая романтика, красота, величие до сих пор притягивает к себе интерес людей.
Действительно занимательная история. Видел этот парусник живьём в музее, когда посещал Швецию.