Янв 04 2012
Знаменитые парусники. Шхуна “Вега”
Шхуна "Вега", парусно-паровое судно полярной шведско-норвежской экспедиции А. Э. Норденшельда, впервые прошедшее будущий Северный морской путь с запада на восток. Знаменитый парусник построен в Бремерхафене (Германия) в 1873 г. для зверобойного и рыболовного промысла в полярных морях, и до экспедиции трудился на промыслах. Шхуна была построена из дуба, с дубовым ледовым поясом, имела 3 еловые мачты с железным рангоутом. Длина 42, ширина 8,4 осадка 3,5 м, вместимость 357 т, мощность вспомогательной паровой машины около 44 кВт, скорость до 7,5 узлов. Куплена у частной компании Норденшельдом и переоборудована в экспедиционное судно на верфи в Карлскруне (Швеция) под наблюдением лейтенанта А. Паландера, назначенного капитаном "Веги". В июле 1878 г. под флагом Шведского мореходного общества "Вега" вышла из Гетеборга, через пролив Югорский Шар вошла в Карское море, в августе достигла мыса Челюскин на северной оконечности полуострова Таймыр. До устья Лены шла с пароходом "Лена", до устья Енисея её сопровождали ещё два вспомогательных судна - пароход "Фрезер" и парусник "Экспресс". Этот факт и присутствие на борту "Веги" одного представителя России дал впоследствии возможность говорить российским историкам о "русско-шведской экспедиции". В конце сентября, не дойдя немногим более 100 миль до Берингова пролива, попала во льды и зазимовала. После благополучной зимовки двинулась дальше и 20 июля 1879 г. достигла Берингова пролива, доказав наличие Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий вдоль берегов Сибири. Через индийский океан и Суэцкий канал 24 апреля 1880 г. вернулась в Швецию, где этот день отмечается как национальный праздник. Шведское общество антропологии и этнографии учредило медаль "Вега" для ежегодного награждения лиц, внёсших значительный вклад в географические исследования. После экспедиции знаменитый парусник вновь использовался как судно зверобойного промысла, а в конце 1880-х гг. "Вега" погибла во льдах Гренландского моря.
Нет комментариев